Эндемики Байкала
Голомянка – сама удивительная рыба Байкала: во-первых, это единственная живородящая рыба, обитающая здесь; во-вторых – на вид она практически прозрачная, через кожу видны позвоночник и кровеносные сосуды.
Голомянка – сама удивительная рыба Байкала: во-первых, это единственная живородящая рыба, обитающая здесь; во-вторых – на вид она практически прозрачная, через кожу видны позвоночник и кровеносные сосуды.
Голомянку впервые описал Петер Паллас в 1771 году: «Сверх того если есть что редкое, и в одном только Байкале водится, то рыбка, которую русские коломенкою называют; она не очень давно здесь проявилась, хотя нет ни малого сомнения, что она была и прежде, только не примечали. Она есть собою столь тверда, как кусок сала, и справедливо так жирна, что если жарить, так одни только спиновые позвонки останутся, а прочее все расплывается. В сети она никогда не попадает, и живой еще никогда не видывали. Здесь не без вероятности заключают, что она держится в глубочайших только Байкальских хлябях, каковые посередке и на северной каменной стороне изведаны… Какие б причины в море были, кои б на поверхность сию рыбу выгоняли, того сказать никто не может. Обыкновенно выкидывает ее сильною погодою с нагорной стороны, летом наиболее к Посольскому монастырю и к Усть-Селенге. Нередко приходится видать ее после великих штормов, где она плавает на поверхности великими стадами, и в некоторые годы было ее столько выброшено, что оне валом на берегу лежали, тогда-то приморские жители изрядный имели себе выигрыш из них жир вытапливать и продавать китайцам…».
Во время одной из экспедиций Бенедикт Дыбовский обнаружил, что голомянки – живородящие. Открытие буквально взбудоражило научный мир. До этого было общепризнано, что живородящими являются только рыбы тропических вод, а в умеренных широтах и на севере рыбы мечут икру.
В озере обитает два вида голомянок – малая голомянка и большая голомянка. При этом оба этих вида имеют автохтонное происхождение и сформировались в байкальских водах около двух миллионов лет назад.
Большая голомянка (Comephorus baikalensis ). Длина тела 22 см. Почти четверть ее тела — голова с огромной пастью и зубами, которые заполняют ее и растут, начинаясь с подбородка. Голомянка в постоянном движении. Это позволяет слабой рыбке эффективно охотиться на рачка-макрогектопусаи рыбьих мальков. Вертикальное или наклонное «парение» достигается у большой голомянки за счет нейтральной плавучести, обусловленной высоким содержанием жиров (свыше 40 %) в мышцах.
У большой голомянки уже на стадии малька формируются темные достаточно контрастные пятна. Затем преимущественно верхняя часть тела постепенно темнеет. У взрослых рыб темная окраска тела исчезает, и самки становятся полупрозрачно-розоватыми с беловатым оттенком из-за большого содержания жира.
Спаривание у большой голомянки наблюдается в апреле-июле, вымет эмбрионов в июле-сентябре, у малой, соответственно, в сентябре-декабре и в марте-апреле. Половой цикл у большой голомянки преимущественно одноразовый.
Предельный возраст самок большой голомянки — 7 лет, самцов — 4 года. Она совершает суточные вертикальные миграции: ночью поднимается за кормовыми организмами к поверхности воды, а днем опускается на глубину 50-100 метров, куда опускаются и кормовые организмы. На этих глубинах она, возможно, укрывается от дневных хищников, в том числе и от своих старших собратьев, которые не упускают случая полакомиться ею. Большую часть жизни голомянка проводит на больших глубинах, куда свет не проникает и глаза ей, казалось бы, не нужны. Но довольно продолжительное время она находится и в освещенной зоне, где добывает себе пищу, охотясь за планктоннымиорганизмами, и здесь ей глаза необходимы.
Малая голомянка (Comephorus dybowski). Длина тела 14 см. Вертикальное или наклонное «парение» достигается у малой голомянки за счет огромных грудных плавников, общая площадь которых достигает 200 % от площади тела. Малая голомянка имеет полупрозрачное с розовым оттенком тело, на котором цепочкой расположены редкие темные пигментные клетки.
Несмотря на то, что рыбка эта ведет одиночный образ жизни, не сбиваясь в косяки, голомянка составляет огромный процент биомассы всей рыбы в Байкале (около 200 тыс. тонн).
Байкальская нерпа (Pusa sibirica) – один из трех пресноводных видов тюленей в мире, единственное млекопитающее, которое обитает в Байкале . Научное описание нерпы впервые сделано во время работы 2-й Камчатской, или Великой Северной, экспедиции, руководимой В.И. Берингом. В составе этой экспедиции работал отряд на Байкале под руководством И. Г. Гмелина, который разносторонне изучил природу озера и его окрестностей и описал тюленя.
До сих пор среди ученых нет единой точки зрения, как это животное попало в Байкал. Большинство исследователей придерживаются точки зрения И. Д. Черского о том, что нерпа проникла в Байкал из Ледовитого океана через систему рек Енисей-Ангара в ледниковую эпоху, одновременно с байкальским омулем. Другие ученые не исключают возможности ее проникновения по Лене, в которую, как предполагают, был сток из Байкала.
Средняя длина тела взрослой нерпы — 165 см (от конца носа до конца задних ластов). Вес от 50 до 130 кг, самки по массе больше самцов. Линейный рост заканчивается у нерп к 17−19 годам, а весовой продолжается еще в течение ряда лет и возможен до конца жизни. Форма тела у нерпы веретеновидная, без выраженной шеи. Конечности нерпы – ласты. Передние ласты очень развиты, с мощными когтями. Живут до 55 лет.
Нерпа – хороший ныряльщик. Она может нырять на глубину до 400 м. и находиться под водой до 40 минут. Её скорость движения под водой 7 – 8 км. в час, максимальная скорость – 20 — 25 км/час.С большей скоростью она плавает, когда уходит от опасности. По твердому субстрату нерпа передвигается достаточно медленно, перебирая ластами и хвостом. В случае опасности переходит к скачкам.
Корм нерпа находит в хорошо освещенной зоне (25—30 м) и ей, по-видимому, нет необходимости нырять глубоко. Нерпа способна погружаться до 400 м, и выдерживает давление 21 атм. В природе она бывает под водой до 20−25 мин. — этого ей достаточно, чтобы добыть пищу или уйти от опасности.
Обитает в северной и средней частях Байкала. В июне на берегах Ушканьих островов можно увидеть особенно много нерп. На закате солнца нерпы начинают массовое движение к островам. Эти животные любопытны и иногда подплывают к дрейфующим судам с заглушенным двигателем, длительное время находясь рядом и постоянно выныривая из воды. Нерпа – хороший ныряльщик. Она может нырять на глубину до 400 м. и находиться под водой до 40 минут. Её скорость движения под водой 7 – 8 км. в час, максимальная скорость – 20 — 25 км/час.
Питанием нерпе служит непромысловая рыба (голомянка, байкальский бычок). За год взрослая нерпа съедает до 1 т рыбы. Основная пища нерпы — голомянко-бычковые рыбы. Омуль попадается в пищу нерпе случайно и в очень небольшом количестве, не более 1−2 % от суточного рациона.
Детенышей нерпа рождает в специально подготовленном снежном логове. Большая часть нерп рождается в середине марта. Обычно нерпа рождает одного, редко двух детенышей. Вес новорожденного до 4 кг. Шкурка детенышей серебристого или серебристо-серого цвета. Молодого нерпенка-детеныша буряты называют хубунком. Около 4-6 недель детеныш проводит исключительно внутри логова, питаясь молоком матери. К тому времени, как логово разрушится он успевает практически полностью полинять. Мать проявляет заботу о малыше, отлучаясь лишь на время охоты.
С переходом на самостоятельное питание рыбой нерпята линяют, мех постепенно изменяет цвет на серебристо-серый у 2—3-месячных, а затем и на буро-коричневый — у более старших и взрослых особей.
Когда озеро сковано льдом, нерпа может дышать только через отдушины-продухи — запасные отверстия во льду. Продухи нерпа делает, разгребая снизу лед когтями передних конечностей. Вокруг ее логовища до десятка и более вспомогательных продухов, которые могут отстоять от основного на десятки и даже сотни метров. Продухи имеют обычно округлую форму. Размер вспомогательных продухов 10−15 см (достаточный для того, чтобы высунуть над поверхностью воды нос), а основного продуха — до 40−50 см. Снизу продухи имеют форму опрокинутой воронки — значительно расширяются книзу.
По наблюдениям, нерпа спит в воде, так как находится в обездвиженном состоянии довольно долго. Вероятно, до тех пор, пока хватает кислорода в крови. Во время сна нерпы аквалангисты подплывали к ней вплотную, прикасались и даже переворачивали, но животное продолжало спать.
На нерпу ведется промысловая охота, ежегодно отстреливается около 6 тыс. нерп. Мясом нерпы кормят песцов, из меха изготавливают шапки, используют для подбивки охотничьих лыж. Нерпичье мясо употребляют в пищу, а ласты нерпы, отваренные в воде, считаются лакомством. Особенно нежное мясо у молодых нерпят — хубунков, мясо которых не имеет запаха рыбы и напоминает по вкусу цыплят. В печени нерпы много витаминов. В старину нерпичий жир применялся в кожевенном производстве и в мыловарении. В 1895-1897 гг. нерпичье сало главным образом использовали на Ленских золотых приисках для освещения шахт. Местные жители жир нерпы считают лечебным и употребляют его при лечении легочных заболеваний и язвенных болезней желудка.
По учету сотрудников Лимнологического института Сибирского отделения АН России, в настоящее время на Байкале живет около 120 тыс. голов нерпы.
Нерпа внесена в Красный список МСОП как вид, близкий к исчезновению.